Бизнес-план и его виды

Реальное будущее предприятия наиболее полно отражается в бизнес-плане – исходном, ключевом документе предпринимателя. Используя деловое планирование, можно легче реализовать свои проекты. Планирование позволяет увидеть весь комплекс будущих действий и возможных последствий таких действий и предвосхитить реальность.

По содержанию бизнес-план является полным и точным описанием предприятия, начиная от продукта и заканчивая процессами управления, а также финансовыми потребностями дела.
Тщательно составленный бизнес-план не только поможет проложить курс фирмы, но и послужит руководством по обеспечению деятельности. При прочих равных условиях хорошо подготовленный бизнес-план всегда повысит шансы на получение финансовой поддержки из различных источников.


Основные подходы к бизнес-планированию направлены на осуществление различных функций.
1. Стандартное представление предприятия, проекта. Стандартное представление сокращает затраты на описание предприятия и предоставляет больше возможности для представления уникальных возможностей проекта.
2. Бизнес-план — одна из форм общения и представления информации на цивилизованном рынке. Многолетний опыт составления бизнес-планов привел к тому, что он обрел удобную форму представления информации. Кроме того, сложилась специальная терминология, подкрепленная исследованиями в той или иной области.
3. Аргументированная заявка на привлечение капитала. Если даже бизнес-план не ставил целью привлечение капитала, то его содержание позволяет составить подобную заявку без поиска новой информации.
4. Демонстрация солидного подхода к собственному бизнесу. Затрачивая усилия на составление бизнес-плана, вы тем самым подтверждаете собственное уважительное отношение к своему бизнесу. Кроме того, бизнес-план может стать составной частью программы формирования имиджа.
5. Взвешенная оценка принимаемых решений. Отвечая на вопросы при составлении бизнес-плана, есть возможность комплексно оценить всю ситуацию и принимать решение в условиях достаточной информации.
6. Возможность обнаружения проблем, угроз и неиспользованных возможностей для развивающегося бизнеса. Технология бизнес-планирования содержит ряд методик, представляющих самостоятельную ценность, одной из таких методик является анализ проблем, возможностей.
7. Обеспечение целенаправленности бизнеса. Сам факт наличия бизнес-плана говорит о наличии цели, к достижению которой стремится предприниматель, что в значительной мере увеличивает эффективность бизнеса.
8. Инструмент для управления и контроля. Бизнес-план является основой для управления проектом, прежде всего, ресурсами, затратами, сроками, персоналом и т.д. Наличие плана позволяет осуществлять контроль выполнения и принимать эффективные решения.
9. Средство самообучения. Эта функция на самом деле является одной из наиболее значимых, так как подготовка бизнес-плана заставит вас пополнить свои знания в тех или иных разделах, научит делать выводы из финансовой информации и понимать результаты анализа.


Любой из этой функции было бы достаточно для выбора бизнес-плана как инструмента при организации и развитии бизнеса.
Необходимо иметь в виду, что, хотя бизнес-планы для различных отраслей будут отличаться друг от друга (в промышленности, строительстве, торговле, сфере обслуживания и т.д.), основное содержание не будет иметь значительных отличий.