Налоговые проверки

Порядок проведения выездных и камеральных налоговых проверок установлен гл. 14 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка – это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, без специального решения руководителя последних и длящаяся в течение трех месяцев с момента представленных налогоплательщиком документов путем анализа как последних, так и иных документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов.
В частности, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения проверки.
Повторные выездные проверки в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за уже проверенный период запрещаются, за исключением случаев ликвидации или реорганизации налогоплательщика.


Должностные лица налоговых органов при проведении проверок могут производить инвентаризацию имущества и осмотр помещений налогоплательщика, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, для проверки соответствия фактических данных документальным данным, представленным налогоплательщиком, а также вправе истребовать необходимые для проверки документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, производить их выемку. Однако доступ должностных лиц в жилые помещения разрешен только с согласия проживающих в них или на основании судебного решения.
После окончания выездной проверки проверяющий составляет справку о проверке. Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем) налогового органа, по результатам их рассмотрения выносится соответствующее решение.
На основании решения о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственностиа совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки и пени. В случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропуска срока уплаты, налоговый орган обращается в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя налоговой санкции. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством РФ об исполнительном производстве.


Перспектива оказаться в списке претендентов на налоговую проверку мало кого обрадует. Застраховаться от этого, конечно, нельзя. А вот узнать заранее, грозит ли предпринимателю выездная ревизия или нет, можно. Для этого достаточно рассчитать по итогам года несколько показателей и сопоставить их с нормативными.
Критерии, на которые ориентируются инспекции, составляя план налоговых проверок.
• Уровень налоговой нагрузки.
Инспекторы заинтересуются деятельностью вашей компании, если уровень ее налоговой нагрузки будет ниже среднего по соответствующему виду деятельности. Сопоставлять нагрузку нужно со средним показателем по аналогичному виду деятельности.
• Убытки.
Убытки на протяжении двух и более календарных лет вызывают подозрения у налоговиков. Учитываются показатели налоговой отчетности.
• Доля налоговых вычетов.
Этот показатель должен быть меньше 89 процентов от суммы исчисленного налога. Предельный показатель может варьироваться в зависимости от региона.
• Динамика расходов и доходов.
Под проверку могут попасть предприниматели, у которых расходы из года в год растут быстрее, чем доходы. В расчет берутся доходы и расходы по данным налоговой отчетности
• Среднемесячная заработная плата на одного работника.
Она не должна быть ниже среднего уровня по региону и по виду деятельности. Данные можно запросить в Росстате.
• Для «спецрежимников»: близость к «критическим» значениям.
Под особый контроль попадают компании, которые два и более раза за год приближались к установленным лимитам. Имеются в виду значения, за которыми применение спецрежима (УСН, ЕНВД, ЕСХН) невозможно.
• Соотношение расходов и доходов.
Подозрительными налоговикам кажутся те предприниматели, у которых размер расходов близок к показателю доходов. То есть налоговой базы по НДФЛ практически нет.
• Работа с посредниками.
Под особое внимание попадает работа с посредниками без экономической необходимости.
•Отказ давать пояснения налоговикам.
Проверка грозит тем предпринимателям, которые отказываются давать пояснения по требованию налоговиков в случае несоответствия показателей в отчетности.
• Частые переезды.
Если компания часто «мигрирует» — меняет юридический адрес и, соответственно, налоговую инспекцию, то ее могут взять под особый контроль.
• Деятельность с высоким уровнем налогового риска.
Сюда, к примеру, относится работа с «однодневками» и недобросовестными контрагентами (то есть не перечисляющими налоги). И вообще схемы, которые объявлены «вне закона (на сайте ФНС их список пополняется ежеквартально).