Открытие счета в банке

В инструкции Банка России № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» перечислены виды счетов, которые могут открываться банками для граждан и организаций.

Те счета, которые открываются гражданам для совершения ими обычных расчетных операций, называются текущими. Причем особо оговаривается, что они не могут быть связаны с предпринимательской деятельностью.
Для ведения предпринимательской деятельности должен быть открыт расчетный счет.
Документы, которые предприниматель должен представить в банк, чтобы ему открыли расчетный счет:
• документ, удостоверяющий личность;
• банковская карточка;
• свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;
• свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
• лицензии или патенты, выданные предпринимателю в установленном законодательством РФ порядке, на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию или регулированию путем выдачи патента.
Каждый отдельный банк имеет право разработать свой перечень документов, которые будет требовать от предпринимателя при открытии счета. Поэтому, прежде чем идти открывать расчетный счет, обязательно нужно предварительно узнать в банке, какие конкретно документы для этого понадобятся.
Кроме того, если полномочия на распоряжение деньгами на счете передаются также и третьим лицам, то понадобятся документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке.


В случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения деньгами, находящимися на счете, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, банк потребует документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи.
Есть несколько вариантов представить документы: можно принести оригиналы документов и их нотариально заверенные копии или же принести в банк только оригиналы документов, а их копии работник банка сделает и заверит сам.


Банковская карточка — это бланк формы 0401026. Это карточка с образцами подписей и оттиска печати тех лиц, которые имеют право распоряжаться деньгами на счете. При отсутствии печати индивидуальным предпринимателем в произвольной форме представляется письмо с просьбой разрешить производить расчетно-кассовое обслуживание без печати.
Иногда банки идут навстречу клиентам и заполняют карточку сами. Например, если счетом будет распоряжаться исключительно сам предприниматель или если он хотя бы лично приведет тех лиц, которых он также наделяет данным правом. Но чаще карточку приходится заполнять самостоятельно.
Если банк не помогает в заполнении карточки, то ее нужно заполнить в первую очередь, а потом уже подавать комплект документов для открытия счета.
При заполнении карточки предпринимателю нужно внести в поле «Владелец счета» свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, и поставить отметку «индивидуальный предприниматель». В сокращенном наименовании — на оборотной стороне карточки — нужно указать ту же информацию, за исключением даты рождения и паспортных данных.


Предприниматель может подписывать документы сам или наделить правом первой подписи другого человека на основании доверенности. Если предприниматель ведет учет лично, то у него в карточке может быть только лицо, обладающее правом первой подписи, — он сам. А в поле банковской карточки «Вторая подпись» ставится специальная отметка «лицо, наделенное правом второй подписи, отсутствует».
Подписать банковскую карточку может сам предприниматель - и это самый простой вариант. Иногда это бывает невозможно или затруднительно. Тогда это может сделать представитель предпринимателя, который открывает ему счет в банке. У представителя должна иметься доверенность на открытие счета.
Рядом с его подписью в карточке нужно будет проставить номер и дату оформления доверенности. При этом в банке от него потребуют оригинал и копию удостоверения личности и доверенность.
Подписи всех лиц в карточке должны быть заверены нотариально. При этом к нотариусу должны прийти все те лица, которые будут указаны в карточке, и проставить в ней свои подписи лично в присутствии нотариуса. При этом к нотариусу придется нести свидетельство и о регистрации, и о постановке на налоговый учет, документы, удостоверяющие личности, и документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в банковской карточке.

Если предприниматель открыл счет, то ему нужно сообщить об этом в налоговые органы. В НК РФ установлено, что предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговую инспекцию по месту своего жительства об открытии счетов, используемых ими для предпринимательской деятельности. Сделать это нужно в течение 7 дней со дня открытия. Начинать отсчет этих 7 дней нужно с того момента, когда предпринимателю стало известно об открытии счета. Сообщение об открытии расчетного счета производится в письменном виде. Кстати, для взаимного контроля, банк также обязан сообщить об открытии счета индивидуального предпринимателя в налоговую инспекцию по месту его учета в пятидневный срок со дня открытия счета. Так вот, чтобы у налоговиков не возникло претензий по этому поводу, им нужно напомнить о разнице сроков и о том, что банк об открытии счета всегда узнает раньше, чем его владелец. Ведь если пропустить срок сообщения об открытии счета, то в НК РФ установлен штраф в размере 5000 руб. Кроме того, придется уплатить еще и административный штраф.

По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый владельцу счета, деньги, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Банк может использовать имеющиеся на счете деньги, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.
Банк не вправе определять и контролировать направления использования денег клиента и устанавливать другие ограничения.
Таким образом, решая вопрос, нужно ли сообщать об открытом счете налоговикам, предпринимателю должен быть открыт счет по договору банковского счета и должна быть возможность зачислять и расходовать с него деньги.
Так, например, не нужно сообщать налоговикам об открытии транзитного валютного, депозитного или ссудного счета.
Если у предпринимателя имеется пластиковая карточка банка и клиенты предпринимателя перечисляют платеж за оказанные им услуги или выполненные им работы на эту карточку, то в этом случае также нужно подавать налоговикам сведения о таком счете. Происходит это, потому что банковский счет, по которому индивидуальный предприниматель совершает операции, связанные с его хозяйственной деятельностью, с использованием расчетной (дебетовой) карты, открывается на основании договора банковского счета.

В соответствии Федеральным законом "О национальной платежной системе" и подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 23 НК РФ у индивидуальных предпринимателей появилась обязанность сообщать в налоговую об открытии или закрытии корпоративного электронного кошелька. Эти сведения предоставляются в течение 7 дней так же, как и информация об открытии или закрытии счетов в банке.