Планирование бизнеса

Бизнес-план — это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Причем, чем тщательнее он будет составлен, тем больше времени уйдет на его подготовку, но тем меньше ненужных затрат возможно вы понесете в будущем.
Вообще предпринимателям рекомендуется начинать реальное планирование примерно за полгода до открытия своего дела.
После того как вы приняли решение начать новый бизнес (или по крайней мере планирование нового бизнеса), необходимо составить план своих действий по разработке бизнес-проекта.


Вы должны также учесть возможные проблемы начального периода:
• ваша наличность будет либо медленно таять, либо улетучится вовсе, и вы окажетесь в глубоких долгах;
• ваши рабочие дни значительно удлинятся;
• ваши семейные отношения осложнятся;
• иногда у вас будет появляться сильное желание все бросить, пока еще не поздно;
• вы можете впасть в депрессию или стать более раздражительным;
• у вас могут появиться разом все болезни, о которых раньше вы даже и не подозревали;
• иногда вам будет казаться, что ваша жизнь теперь — это сплошная гонка, а времени на отдых у вас нет и никогда не было.
Не расстраивайтесь: это нормальные составляющие новой жизни, связанной с новым бизнесом. Не сдавайтесь и постепенно все встанет на свои места.
После того как вы определите сферу деятельности вашего предприятия или проекта, стоит определиться с целью (положением вещей, реальным или воображаемым, к которому будете стремиться вы или ваше предприятие). Здесь необходимо отличать личные цели и цели вашего бизнеса (так например, личные цели – это достаток и обогащение, а цель бизнеса – развитие).


Важно после определения цели сформулировать цель составления бизнес-плана. Это может быть привлечение инвестора или кредитора, оценка реалистичности нового дела, разработка плана деятельности и т.д.
Прежде чем приступить к разработке, необходимо оценить свои источники информации. Вы должны хорошо представлять, откуда до начала исследований сможете почерпнуть необходимую информацию. Это может быть интернет, курсы для предпринимателей, информационные центры, профессиональные знания в той или иной сфере деятельности и т.д.
А конкретные этапы планирования – это уже определение тех видов продукции или услуг, которые будут предложены рынку. Здесь очень важно изучить рынок, изучить потенциальных клиентов. Полностью убедиться, что выбранный рынок действительно доступен и благоприятен для продвижения на нем вашей продукции или комплекса услуг. Проведите анализ всех ваших конкурентов. Анализ рынка является индивидуальной особенностью бизнес-плана.


Бизнес-план обычно пишется на перспективу и составлять его следует примерно на период от 1 до 5 лет, при этом для первого года основные показатели следует делать в помесячной разбивке, для второго—поквартально и лишь начиная с третьего года следует ограничиться годовыми показателями. В любом случае завершение срока планирования должно совпадать со сроком финансовой отчетности независимо от даты начала проекта. Выбирая вид бизнес-плана, следует иметь в виду, что планирование на более длительный срок носит более формальный характер и должно основываться на подробных исследованиях в краткосрочном периоде и долгосрочных тенденциях и перспективах.