Постановка на учет ККМ

Прежде чем поставить ККМ на учет в налоговой инспекции, предпринимателю необходимо выбрать для себя центр технического обслуживания (ЦТО) для своих кассовых аппаратов. Избежать этого невозможно.

Дело в том, что техническая поддержка ККМ, нанесение на нее знака «Сервисное обслуживание» и наклеивание на нее марок-пломб, а также введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации ККТ, замена накопителей фискальной памяти осуществляются только ЦТО.
При этом введение в фискальную память информации и замена накопителей производятся только с участием представителей налоговой инспекции.
В ЦТО хранится учетный талон, содержащий сведения о ККМ, отметки о ее регистрации, перерегистрации, снятии с регистрации в налоговой инспекции, вводе в эксплуатацию, проверке ее исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание», наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации этой техники.


Узнать на практике, в какой ЦТО следует обратиться, можно в налоговой инспекции — они сообщат об этом обратившемуся к ним предпринимателю (это не обязательно).
Для регистрации ККМ в налоговой инспекции по месту жительства предпринимателю нужно подать заявление о регистрации контрольно-кассовой техники.
К заявлению нужно приложить:
• паспорт ККМ, подлежащей регистрации;
• договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и ЦТО.


Налоговые инспекторы, которые занимаются регистрацией ККМ, могут запросить также следующие документы:
• копию свидетельства о постановке предпринимателя на налоговый учет;
• если у предпринимателя нет собственного помещения, где он будет заниматься бизнесом, то, возможно, попросят предоставить копию договора аренды помещения, где будет установлена ККМ;
• прошитый и пронумерованный журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4, утвержденной Постановлением Госкомстата России № 132;
• прошитый и пронумерованный журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ по форме № КМ-8, утвержденной Постановлением Госкомстата России № 132;
• документы на приобретение ККМ;
• паспорт электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ).
Количество пронумерованных листов в формах № КМ-4 и КМ-8 должно быть заверено подписью и печатью предпринимателя.


Теоретически документы можно отправить в налоговую инспекцию по почте. В этом случае датой представления документов будет считаться день регистрации корреспонденции в налоговой инспекции.
Однако лучше все же прийти в налоговую инспекцию с документами лично. Дело в том, что процедура фискализации ККМ производится только при личном присутствии предпринимателя (в крайнем случае, его представителя). В самой процедуре фискализации должны участвовать три стороны — налоговый инспектор, предприниматель и представитель ЦТО.
Налоговый инспектор будет проверять наличие идентификационного знака аппарата, знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание».
Сама фискализация ККМ заключается в вводе пароля доступа к фискальной памяти, проверке работы всех счетчиков, наличия необходимых реквизитов на чеке ККМ. Для контроля пробивается чек и снимается первый, так называемый Z-отчет.
После этого составляется акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины по форме № КМ-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России № 132. Этот документ вместе с заявлением о регистрации ККТ будет храниться в налоговой инспекции в течение 5 лет.
Во всех учетных регистрах ККМ, составляемых в процессе ее регистрации, а также на обложке технического паспорта должна быть отражена дата фискализации кассового аппарата.


После завершения всех этих действий инспектор должен зарегистрировать ККМ в книге учета ККТ. После регистрации владельцу ККМ выдается карточка регистрации ККТ, делается отметка в техническом паспорте, заверенная печатью налоговой инспекции, и возвращаются представленные документы.
В карточке регистрации в числе прочих сведений должны быть указаны место, где будет установлена ККМ (и место ее установки, без предупреждения об этом налоговиков, менять нельзя), показания счетчиков машины, а также наименование ЦТО и сведения о договоре между владельцем ККМ и этим ЦТО.
Если предприниматель будет заниматься выездной торговлей, то ККМ ему зарегистрируют по домашнему адресу.
Карточка подписывается руководителем налоговой инспекции и заверяется ее печатью.
Этот документ следует хранить по месту использования ККМ вместе с журналом кассира-операциониста и журналом учета вызовов технических специалистов в течение всего срока эксплуатации кассового аппарата.
Дело в том, что эти документы придется представлять по требованию налогового инспектора, если он придет с проверкой.


Если индивидуальный предприниматель осуществляет торговую деятельность разъездного характера (развозная и разносная торговля), где реализация товаров происходит вне стационарной розничной сети, он обязан при осуществлении наличных денежных расчетов также применять ККТ. В этом случае налоговый орган в карточке регистрации ККТ в строке "Установлена по адресу" указывает место жительства индивидуального предпринимателя. А ИП в свою очередь обязан применять одну ККМ только на одном торговом месте, так как использование одной контрольно-кассовой машины на нескольких торговых местах (по одному адресу) не соответствует требованиям законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Из всего вышеизложенного нетрудно составить перечень причин, по которым могут отказать в регистрации ККМ:
• неполный комплект документов для регистрации;
• данная модель ККМ не включена в Государственный реестр;
• отсутствует договор с ЦТО об обслуживании ККТ;
• на аппарате отсутствует хотя бы один из необходимых знаков.
Если предприниматель не присутствовал при сдаче документов или предоставлении аппарата лично, то письмо об отказе налоговая инспекция направит по почте с уведомлением о вручении в течение 5 рабочих дней с момента представления заявления о регистрации.